Информатизация образования
Важно не то место, которое мы выбираем,
а то направление, в котором мы движемся.
Л.Н.Толстой.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Эта работа осуществляется в соответствии с основными направлениями федеральной программы «Развитие единой информационной образовательной среды» Информатизация образования - это комплекс мер, связанных с обучением, воспитанием, управлением, дополнительным образованием на основе информационных технологий и информационной культуры.
Использование в школе информационных технологий, повышение компьютерной грамотности дает принципиально новые возможности для совершенствования учебного процесса и повышения эффективности современного урока, самореализации и самосовершенствования ученика. С этой целью в школе была разработана программа информатизации.
Реализация потенциальных возможностей информационных технологий повышает мотивацию к изучению предмета, способствует вовлечению во внеурочную деятельность учащихся.
Цель: повышение эффективности обучения и управления на основе интеграции и использования материально-технических ресурсов, идей, создание единой информационной среды.
Задачи:
· Формирование информационной культуры школьников.
· Развитие конструктивного творческого мышления, инициативности и самостоятельности в среде интеллектуальных обучающих программ.
· Совершенствование управления на базе компьютерной техники.
· Использование новых информационных технологий, включая телекоммуникационные, во внеурочной деятельности учащихся.
· Повышение квалификации учителей, позволяющей им реализовывать современные модели образовательного процесса, с использованием информационных технологий.
Основные этапы реализации:
1 этап – организационный (2006-2007 г.г.)
Цель: обеспечение благоприятных условий для информатизации образования как основы качественного и эффективного образовательного процесса
№ |
Мероприятия |
Сроки | |
1 |
Организация изучения компьютера всеми субъектами образовательного процесcа, компьютерный всеобуч для учителей |
2006 | |
2. |
Организация непрерывного изучения базового курса "Информатика" |
2006 г | |
3. |
Приобретение навыков использования современных научно-технических средств в учебно- воспитательном процессе |
Ежегодно | |
4. |
Обеспечение школы материальным и кадровым потенциалом. Повышение квалификации и подготовка педагогических кадров |
Ежегодно
| |
5 |
Создание информационного банка данных школы. |
Ежегодно | |
2 этап – практический (2007-2010)
Цель: Прочное усвоение знаний, формирование информационных компетенций на основе применения современных технологий.
Задачей школы на современном этапе становится не только достижение компьютерной грамотности, но и более высокого уровня информационной культуры. Прежде всего, это умение учителей применять информационно-компьютерные средства в своей практике. Процесс информатизации невозможен без методической поддержки, повышения квалификации кадров. Важной чертой в этом вопросе является упор на практический, проектный характер учебного процесса для учителей.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Применение информационных технологий в предметном обучении | ||
1 |
Обучающие программы: -лабораторные работы -текстовые редакторы -проекты -мультимедиаматериалы -профильные курсы |
ежегодно |
2 |
Разработка и распространение методических и дидактических материалов. |
ежегодно |
3 |
Организация предпрофильной подготовки "Компьютерный дизайн, графика» |
2008 |
|
Воспитательный процесс |
|
4 |
Участие в сетевых проектах, играх |
В течение года |
5 |
Использование электронной почты |
В течение года |
6 |
Участие в интернет-конференциях, проектах |
В течение года |
7 |
Путешествие по Интернету |
Постоянно |
8 |
Школьная пресса: журналы «Утренняя звезда», «Экономикс» |
Раз в четверть |
Управление школой | ||
9 |
Делопроизводство |
Ежегодно |
10 |
Кадры |
Ежегодно |
11 |
Компьютерный мониторинг и диагностика (рейтинг развития учащихся, мониторинг здоровья) |
Ежегодно |
12 |
Методическая служба (банк передового опыта, методических разработок) |
Ежегодно |
13 |
Социально-психологическая служба, банки данных "Семья", "Одаренные дети", "Трудные дети" |
Ежегодно |
14 |
Реализация модемной связи в режиме электронной почты |
Ежегодно |
Формирование материальной базы | ||
15 |
Системные программные средства информационные справочники тренажеры тестовые среды электронные учебники информационно-управленческие средства |
ежегодно |
16 |
Приобретение педагогических, компьютерных программных средств, их изучение к разработке рекомендаций по использованию. |
ежегодно |
17 |
Использование в учебно- воспитательном процессе интерактивных досок. |
2009 |
Кадровое обеспечение | ||
18 |
Повышение квалификации педкадров, аттестация кадров |
ежегодно |
19 |
Координация информационных технологий в школе учителем информатики |
ежегодно |
20 |
Распределение обязанностей : учителя-предметники - применение ИКТ, библиотекари - информационный центр школы лаборанты - эффективное использование техники. |
ежегодно
ежегодно |
3 этап – завершающий (2010 - 2011г)
Цель: Определить сформированность ключевых информационных компетенций учителей и учащихся.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Тестирование учащихся по информатике и предметам учебного плана |
В конце учебного года |
2 |
Мониторинг качества и успеваемости ЗУН учащихся |
ежегодно |
3 |
Руководство и контроль за выполнением программы информатизации образовательного процесса в школе. |
|
Критерии оценки реализации:
- уровень компьютерной грамотности субъектов образовательного процесса
- наличие информационной среды
- рейтинговая оценка качества работы школы по информатизации
Инструментарий проведения контроля:
- анкетирование;
- статистические показатели;
- опросы учащихся и родителей, представителей общественности